Москва, 1-й Дорожный проезд, 6С3, БЦ Гелиум
Звонки по России 8 800 777 24 53 (c 10-00 до 19-00)
  • Айтек
  • Системы и технологии
  • Конференц-системы

Конференц-система - Что это такое и как выбрать?

Конференц-система – это комплект оборудования, предназначенный для проведения дискуссий, конференций, заседаний, съездов, слушаний и других видов обсуждений при большом количестве участников. Оборудование конференц-системы включает микрофонные пульты отдельных участников, пульт председателя и центральное оборудование, осуществляющего микширование и усиление звука и управление всеми функциями конференции.



Области применения конференц-систем

Системы конференц-связи устанавливаются в залах заседаний государственных учреждений и муниципальных и государственных администраций, а также в конференц-залах коммерческих организаций. Конференц-системами оснащаются пресс-центры, дискуссионные комнаты, штабы компаний, переговорные комнаты, здания судов и другие помещения.

"Сегодня современные конференц-системы можно найти везде, от зала заседаний Государственной думы и Центра международной торговли до конференц-залов районных администраций и корпоративных переговорных комнат."


Классификация конференц-систем

По способу передачи звука конференц-системы подразделяются на аналоговые и цифровые. Исторически аналоговые системы появились раньше, но на сегодняшний день практически вышли из употребления, уступив место более практичным цифровым системам.

  • Цифровые конференц-системы Сегодня «цифра» обеспечивает более высокое качество звука, которое не ухудшается с расстоянием, позволяет практически неограниченное масштабирование и легко интегрируется с компьютерными системами. Кроме того, цифровые системы имеют возможность передавать на микрофонные пульты участников практически любую дополнительную информацию: повестку дня, имя и должность выступающего участника, различную сопутствующую информацию: отчеты, результаты голосований и многое другое.

  • Аналоговые конференц-системы В то же время использование аналоговой передачи звука может быть оправдано в конференц-системах начального уровня. Аналоговые системы дешевле цифровых, и могут быть напрямую подключены к аналоговым телефонным линиям.



По функциональности

В зависимости от классификации, конференц-системы бывают простые-аналоговые и многофункциональные-цифровые. Аналоговые системы относятся к классу наиболее простых систем, которым доступны лишь самые простые функции:

  1. включение и выключение микрофона путём нажатия клавиши
  2. регулировка громкости каждого микрофона на центральном блоке системы.
"Цифровые конференц-системы предоставляют различные дополнительные функции помимо собственно передачи речи участников конференции и позволяют за счёт обмена цифровыми командами и наличию вычислительных микропроцессоров выполнят всеразличные команды."

Цифровые системы позволяют:

  1. выставлять приоритеты председателем для делегатов
  2. предоставлять электронную очередь для выступления
  3. организовывать функционал для голосования
  4. организовывать синхронный перевод или протоколирование документов.
"Мультимедийный микрофонные пульт председателя позволяет управлять ходом конференции и работать с базой данных делегатов."


Типы конференц-систем

По способу подключения все конференц-системы можно разделить на проводные и беспроводные.

  • Проводные системы конференц-связи В проводных конференц-системах все компоненты (микрофоны, пульты голосования и т.д.) подключаются с использованием сигнальных кабелей. В условиях стационарного помещения более целесообразно использование проводных систем. Качество звука при передаче по проводам выше, возможности масштабирования системы шире, а цена ниже по сравнению с беспроводной реализацией.

  • Беспроводные системы конференц-связи В беспроводных КС для передачи звука используется инфракрасный или радиоканал. Ключевое преимущество беспроводных систем конференц-связи – мобильность и быстрое развертывание. Поэтому беспроводные системы часто используются в тех случаях, когда требуется в короткие сроки организовать конференцию в полевых условиях. Другое частое применение – когда установка проводной системы невозможна, например, конференция проводится в музее или в ином помещении, представляющем историческую ценность.

"Минусы беспроводной реализации – относительно низкое качество сигнала в силу меньшей помехозащищенности (что часто компенсируется программно), а также необходимость периодической зарядки всех компонентов системы на специальных док-станциях."


Комплектация конференц-систем

Оборудование конференц-системы состоит из центрального блока, дискуссионных пультов с микрофоном и пульта председателя. Дискуссионные микрофонные пульты подключаются последовательно, что облегчает развертывание системы, т.к. питание, передача голоса и управляющие сигналы осуществляются по одному проводу. В состав оборудования также входят вспомогательные системы, такие как системы синхронного перевода или голосования. Для управления работой всех систем может применяться специализированное программное обеспечение.

Рассмотрим основные компоненты конференц-системы.



Дискуссионный пульт

Дискуссионный пульт включает микрофон на гибкой ножке (так называемой «гусиной шейке»), громкоговоритель для воспроизведения речи выступающего участника, кнопки управления, разъем для подключения наушников, элементы индикации или ЖК-дисплей, а также устройства идентификации личности, например считыватель RFID-карт. По функциональности дискуссионные пульты подразделяются на пульты делегатов и пульты председателя.

  • Микрофонный пульт делегата устанавливается в конференц-зале на рабочем месте каждого участника. Элементы управления пульта делегата включают кнопку включения микрофона, кнопки голосования, кнопки выбора канала синхронного перевода, а также кнопку «Прошу слова».

В зависимости от возможностей конкретной реализации конференц-системы, максимально допустимое число дискуссионных пультов делегатов может варьироваться в довольно широких пределах. Архитектура многих систем такова, что масштабировать их с десяти участников до, скажем, двухсот относительно несложно.

  • Микрофонный пульт председателя устанавливается на рабочем месте председателя (члена президиума, спикера, директора и т.д.). Обычно рабочее место председателя расположено лицом к делегатам или во главе стола. Такой микрофонный пульт дополнительно оснащается председательскими функциями: включение/выключение микрофонов делегатов, запуск процедуры голосования, просмотр очереди желающих получить слово и включение соответствующих микрофонов. Микрофонный пульт председателя имеет приоритет над остальными, поэтому председателя слышно всегда.

При использовании мультимедийных решений, председатель также может рассылать делегатам сообщения и документы. Отметим, что одной из современных тенденции в реализации дискуссионных пультов является отказ от органов управления. Так, включение микрофона может осуществляться автоматически, как только участник начинает говорить. К плюсам такого решения можно отнести удобство ведения круглых столов и дискуссий, однако при большом числе участников конференции классический кнопочный вариант предпочтителен.

  • Варианты исполнения Дискуссионный микрофонный пульт может быть выполнен как настольное устройство, либо интегрирован непосредственно в поверхность стола рабочего места. При оборудовании стационарного конференц-зала чаще используются врезные варианты.

    При проведении конференций в небольших помещениях вместо индивидуальных микрофонов участников могут использоваться направленные микрофоны, смонтированные в центре дискуссионного стола или в виде потолочной конструкции. Такое решение не загромождает стол, оставляя его свободным для документов, макетов и т.д. Наконец, стоит упомянуть еще один вариант участия в дискуссии. Это проводная или беспроводная гарнитура. Именно таким образом чаще всего подключаются к конференции переводчики-синхронисты.



Центральное оборудование

Центральное оборудование (central unit) конференц-системы выполняется в виде единого устройства, выполняющего все основные функции по управлению и настройке конференции.

Класс устройства определяется максимальным числом поддерживаемых микрофонных пультов и набором функций. Центральное оборудование позволяет управлять режимами дискуссий, а именно: устанавливать число одновременно выступающих делегатов, ограничивать время выступления, устанавливать очередность предоставления делегатам слова. Центральный блок системы конференц-связи играет роль посредника между дискуссионными пультами и системами микширования и аудиоусиления, подавляет шумы и эхо и выполняет скремблинг – намеренное искажение речевого сигнала для предотвращения подслушивания. К возможностям центрального блока также относится управление синхронным переводом – выбор и настройка каналов синхронного перевода, управление микрофонными пультами переводчиков.

Наконец, центральное оборудование выполняет согласование дискуссионных пультов с системами видеоконференцсвязи, Web-браузером и внешними Ethernet-устройствами, например контроллерами AMX или Creston, а также может напрямую подключать к питанию некоторое число микрофонных пультов без использования дополнительных устройств. Конфигурирование центрального оборудования может осуществляться как средствами самого центрального блока, так и удаленно – через браузер или с планшетного компьютера.



Дополнительные возможности

Конференц-система может быть оборудована различными дополнительными системами, расширяющими возможности конференц-связи. К таковым относятся система синхронного перевода, система голосования и система автоматического наведения камер на выступающего.

  • Система синхронного перевода Центральное оборудование системы осуществляет передачу голоса докладчика в будки переводчиков на специальные микрофонные пульты синхропереводчиков и одновременно транслирует синхронный перевод участникам конференции. Каждый участник может выбрать язык перевода, подключившись к определенному каналу синхроперевода с помощью селектора на своем микрофонном пульте. Система синхроперевода состоит из определенного числа пультов синхронного перевода, осуществляющих передачу перевода на том или ином языке в соответствующие каналы, определенные в центральном модуле системы.

Отметим, что система синхронного перевода может быть беспроводной – в этом случае речевой сигнал транслируется с помощью ИК-сигнала на локальные ИК-ресиверы, к которым подключаются гарнитуры синхронистов.

  • Система голосования Система голосования позволяет председателю или ведущему конференции выставить на голосование тот или иной вопрос. Поддерживается открытое и тайное голосования, а также различное число вариантов для голосования («да», «нет», «воздержался» или «+ +», «+», 0, «–», «– –»). Участники конференции голосуют с помощью своих микрофонных пультов, а система голосования собирает данные и отображает результаты.

Как правило, система голосования является встроенной в конференц-систему, поэтому необходимость функции голосования следует оценить заранее и выбрать конференц-систему с соответствующей функциональностью. Добавление возможности голосования к существующей системе потребует замены как дискуссионных микрофонных пультов делегатов, так и, возможно, центрального оборудования.

  • Система автоматического наведения камер Система позволяет автоматически позиционировать PTZ-камеру на говорящего, транслируя его изображение на мультимедийные микрофонные пульты всех участников или в Интернет. Система также может автоматически начинать запись видео выступающего.

Конфигурация системы выполняется один раз для конкретного помещения, и данные позиционирования камер сохраняются в контроллере, например, AMX. В дальнейшем камеры наводятся автоматически.


Программное обеспечение

Программное обеспечение конференц-системы позволяет администратору управлять режимами работы конференции, устанавливать повестку дня, задавать привилегии и роли делегатам, создавать и запускать голосования и многое другое.



Полезные видеоматериалы